68 лет назад, 18 января 1943 года, было прорвано кольцо блокады Ленинграда. В Петрозаводске собрались жители Северной столицы, пережившие этот героический период, члены общественной организации «Жители блокадного Ленинграда».
«Декабрь месяц — это сотый день блокады Ленинграда. Вместо супа — баланда из столярного клея. Вместо чая — заварка сосновой хвои. Это все ничего, только руки немеют…». Многим из тех, кто пережил блокаду, в то время не было и пятнадцати лет. Как вспоминает Евгения Ермакова, везде говорили о том, что война не продлится больше полугода. Все мальчишки и девчонки того времени играли в войну. Ложились на землю и следили за боями самолетов, не думая об опасности. Самой тяжелой была первая военная зима. Начался голод, участились бомбежки и обстрелы. Дети объединялись в группы и искали хлеб, на него меняли все самое ценное.
— В декабре я уже лежала и помню, как мама сказала: «Ребята, я от вас помаленечку отрежу и отдам Жене, она сегодня, наверное, умрет». А я не умерла. Выжила, может быть, вот эти кусочки хлеба, отрезанные от моих сестер, может быть, меня и спасли,— вспоминает председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Евгения Ермакова.
Отоваривать хлебные карточки приходилось в основном детям. В
— Продавщица взвесила 600 грамм хлеба на четверых, и вдруг
С 13 лет многие уже работали — вставляли окна, разбирали на дрова нежилые дома. Зимой топили буржуйки всем, чем было возможно, варили то, что можно было варить. По словам блокадников, на бомбежки они уже обращали мало внимания. Страшны были обстрелы. Они могли вестись попеременно по разным точкам города. К
В честь этой знаменательной даты и собрались ветераны. Бурно обсуждали вопросы патриотического воспитания молодежи и помощи недееспособным блокадникам. Члены организации «Жители блокадного Ленинграда» часто посещают школы, рассказывают молодому поколению о тех страшных временах. Еще между собой говорят о наболевшем, о том, что беспокоит прежде всего.
— Надо больше внимания пожилому человеку, особенно сейчас, у нас возраст такой, что много не выходящих из дома. Много людей, которым надо помочь… Я за это помещение плачу в год 42 тысячи, а где взять такие деньги? Вот, вы видели, сейчас приходят люди, по 100 рублей сдают членские на год. Я их даже не могу чаем угостить, потому что мне надо заплатить за этот офис,— говорит председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Евгения Ермакова.
Согласитесь,
сначала необходимо зарегистрироваться
если вы уже зарегистрированы — войдите